Следовательно, для сохранения устойчивых рыночных позиций и конкурентных преимуществ в сложных и неопределенных условиях вузам необходимо уделять пристальное внимание разработке эффективной стратегии управления развитием учреждения, учитывающей не только тенденции отраслевого окружения, ключевые движущие силы отрасли, но и потребности потребителей, а также преимущества других игроков рынка. Сложные условия предопределяют изменение подходов к оценке и прогнозированию динамики внешнего окружения и внутренней среды вуза, которая предшествует разработке стратегии развития. Таким образом, для того чтобы в долгосрочном периоде оставаться конкурентоспособным, вузу необходимо разработать и применять такую модель стратегического управления и инновационного развития, которая позволит реализовать задуманную стратегию, проводить систематический мониторинг макро- и микроокружения и адаптироваться под изменения факторов внешней среды[4]. На рисунке 1 представлено воздействие факторов внешнего окружения на стратегию развития вуза. Влияние факторов внешнего окружения на стратегию вуза Необходимо отметить, что традиционные методы прогнозирования динамики внешнего окружения и составления вероятностной оценки тех или иных процессов в будущем показывают хорошие результаты в условиях статичной среды. Следовательно, возникает вопрос о применении новых подходов и инструментов формирования перспективных моделей развития образовательных учреждений, посредством которых возможно осуществлять не только адаптивные изменения в стратегии и тактики вуза, но также наращивать ключевые компетенции организации. Высшее учебное заведение является сложной нелинейной системой, внутри которой сосредоточены различные взаимосвязанные и взаимозависимые процессы [1]. Поэтому в качестве платформы для построения модели инновационного развития вуза автором предлагается использовать процессный подход — управление на основе бизнес-процессов рисунок 2. Модель инновационного развития вуза на основе управления бизнес-процессами Основные преимущества данной модели заключены вее функциональных особенностях и возможностях: Использование модели инновационного развития вуза на основе управления бизнес-процессами в рамках конкретного учебного заведения возможно на основе следующих принципов:

Оптимизация бизнес-процессов вуза в условиях внедрения автоматизированной системы управления

Исходя из этого, совершенствование внутривузовских организационно-экономических отношений с целью повышения качества и эффективности деятельности вуза предполагает переход к такой модели вуза, в рамках которой возможно было бы, с одной стороны, обеспечение гибкости как ключевой характеристики его деятельности, а с другой стороны, полноценное адекватное интересам включение каждого субъекта во все элементы внутривузовских организационно-экономических отношений.

Такая модель должна базироваться на совокупности следующих основных принципов: Первые три принципа достаточно подробно рассматриваются в научных работах; нашли они отражение и в нормативных документах. Поэтому кратко поясним последние два принципа и рассмотрим, в чем выразится изменение внутривузовских организационно-экономических отношений в условиях модели вуза, базирующейся на перечисленных выше принципах, и как это отразится на конечных результатах его деятельности.

Организация и управление подготовкой по специальности как организация и управление бизнес-процессом означает переход от функциональной ориентации управления вузом к процессной ориентации.

Примеры бизнес-моделей и процессов Высших учебных заведений (ВУЗов) Система бизнес-моделирования и управления эффективностью.

Предлагаемые изменения должны способствовать получению эффективного результата с точки зрения интересов всего университета: В работе автором предложены рекомендации по изменению организационной структуры кафедры. В качестве инновационной организационной структуры предлагается использовать матричную структуру и проектное управление. Рассмотрены основные принципы реализуемой в вузе системы оплаты труда, позволяющей оценивать вклад структурного подразделения и каждого сотрудника кафедры в достижение общих целей вуза.

Внедрение на кафедре инновационных методов управления: СМК, ССП и АИС предназначены для совершенствования системы управления деятельностью кафедры и качества подготовки специалистов за счет формирования стратегии ее развития, повышения ответственности и заинтересованности в результатах деятельности, постоянного совершенствования бизнес-процессов. Улучшение процессов управления кафедральной деятельностью достигается за счет: Рост качества учебного процесса достигается за счет: Доказана возможность применения реинжиниринга бизнес-процессов для высших учебных заведений в качестве самостоятельного и поддерживающего, обеспечивающего метода при внедрении инновационных методов управления.

Разработаны методические положения проведения реинжиниринга бизнес-процессов при внедрении управленческих инноваций. Систематизированы принципы и условия проведения реинжиниринга бизнес-процессов при внедрении управленческих инноваций. Разработан и реализован алгоритм проведения реинжиниринга при внедрении управленческих инноваций. Предложена адаптированная методика оценки результативности бизнес-процессов и эффективности проведения реинжиниринга бизнес-процессов.

Предложен инструментарий для моделирования систем при проведении реинжиниринга.

Одна из основных проблем управления высшим учебным заведением в России в настоящее время заключается в том, что из научно-образовательной структуры оно должно превратиться в коммерческо-финансово-научно-образовательную систему. Это влечет за собой глобальные изменения не только в системе управления, но и в самой организационной структуре вуза. Перестройка организационной структуры вуза повлечет за собой выделение финансовой подсистемы, отвечающей за внедрение и реализацию стратегического планирования.

Совершенствование процессов развития многоканального финансирования, развитие материально-технической базы для повышения уровня и качества учебного процесса приведет к установлению соответствия с мировыми стандартами. Таким образом, вуз, структура которого будет подвержена процессам реинжиниринга, будет обладать не только интеллектуальным, но и коммерческим и финансовым капиталом. Теперь обратимся к вопросу подготовки специалистов, способных решить поставленную задачу.

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ В ВУЗЕ. В настоящее время, достаточно большое число организаций, включая вузы.

Анализ внешней среды основывается на факторах, которые оказывают наибольшее воздействие на работу вуза: Для ответа на третий тип вопросов ректору предоставляются средства моделирования деятельности вуза. Новый подход к моделированию динамических процессов, к которым также относятся процессы вуза, предлагает концепция процессов преобразования ресурсов [ ], синтезированная на базе вышеупомянутых математических схем. Под процессом преобразования ресурсов ППР будем понимать непрерывный или дискретный процесс преобразования входа ресурсов, необходимых для выполнения процесса в выход продуктов - результатов выполнения процесса.

Элемент компонент такого процесса преобразования ресурсов или весь процесс можно представить в виде структуры, включающей: Процесс преобразования ресурсов В процессе преобразования ресурсов обычно происходит уменьшение объема входа и увеличение объема выхода.

Применение метода анализа иерархий для ранжирования бизнес-процессов (на примере ВУЗа)

Статья посвящена вопросам управления вузом на основе процессного подхода. Раскрыта сущность этого подхода и особенности его применения в управлении вузом, разработана процессная модель деятельности вуза, описывающая основные процессы в вузе. . В условиях современной рыночной экономики проблемы управления высшим учебным заведением приобретают первостепенное значение.

димы для выявления слабых мест в управлении региональным инновационным развитием и Раскрыто содержание основных ключевых бизнес-процессов . Методика оценки уровня реализации бизнес-процессов НИД вузов.

Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации, Проблемы автоматизации бизнес-процессов вуза, посредством разработки интегрированной информационной системы управления. . Предлагается комплекс рекомендаций по разработки ИИС. Ключевые слова Управление вузом, интегрированная информационная система вуза, эффективность управления вузом. Реализация задачи повышения эффективности управления вузом может быть обеспечена автоматизацией учебного процесса и документооборота, позволяющей организовать грамотный менеджмент на всех уровнях организационной структуры вуза.

Для решения поставленных задач требуется создание автоматизированной системы управления вузом. ИАИС должна обеспечивать построение единого информационного пространства при взаимодействии Министерства образования и учебных заведений; электронный документооборот, формирование планов и консолидированной отчетности; поддерживать распределенную обработку информации и коллективную работу пользователей системы, использовать единую систему классификации и кодирования; иметь средства оперативной аналитической обработки данных.

Таким образом, к разрабатываемой системе управления вузом предъявляют специальные требования: Принятие эффективных управленческих решений должно быть основано на полных, точных и актуальных данных по студенческому составу, кадровому персоналу, финансовому состоянию и другим показателям. Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет организовать учебный процесс на современном уровне, проводить мониторинг и оценивать качество результатов деятельности вуза.

Управление процессами в вузе

Управленцы-профессионалы востребованы во всех сферах. Кто они -"технари" или экономисты? Для оптимизации бизнес-процессов без активного использования информационных технологий не обойтись.

В вузе разновидностями основных бизнес-процессов являются . При управлении бизнес-процессом принцип самоокупаемости.

Формализация отношений в сфере ИС между организацией и работниками. Администрация Принятие инновационной политики. Принятие решений в области инновационной деятельности. Работники организации Творческая деятельность. Участие в коммерциализации инновационных разработок. Обычно выделяют два основных подхода к моделированию бизнес-процессов [ 2 ]: Системное рассмотрение совокупности процессов.

В рамках первого подхода процесс рассматривают как устойчивую целенаправленную совокупность видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителей. Существенным недостатком подхода является отсутствие наглядного понимания сквозных процессов, а важнейшим достоинством — четкое определение границ процессов, ответственности и взаимодействия, а также владельцев процесса.

При выделении сквозных процессов процесс рассматривают как целенаправленную последовательность операций, приводящую к заданному конечному результату. Основное достоинство этого подхода — отчетливое выделение цепочки, связывающей вход с выходом, а основной недостаток — сложность определения владельцев процесса, если в организации много основных процессов.

Совершенствование внутривузовских организационно-экономических отношений: постановка проблемы

Реинжиниринг бизнес-процессов в условиях внедрения инновационных методов управления вузом Бедрина Светлана Львовна Диссертация - руб. Реинжиниринг бизнес-процессов в условиях внедрения инновационных методов управления вузом: Совершенствование системы управления высшим образованием в условиях развития инновационной экономики знаний, инвестиционных проектов и наукоемких технологий является одной из важнейших социально-экономических проблем.

Необходимость совершенствования системы управления высшего образования на современном этапе обусловлена постоянными и быстро меняющимися организационными и экономическими условиями деятельности вузов, жесткой конкурентной борьбой на рынке образовательных услуг, нечеткой и нестабильной позицией государства по отношению к высшей школе. Высшие учебные заведения, став полноправными субъектами рыночной экономики, самостоятельно определяют направления своего развития, цели и методы их достижения, согла-суя их с целями государственной политики в области образования, обозначенными, в частности, в Федеральной целевой программе развития образования в гг.

Анализ бизнес-процессов кафедры вуза как основы разработки стратегии автоматизированного управления кафедрой Текст научной статьи по.

Управление является важнейшей составляющей успешного функционирования любой компании, организации или учреждения. Разработанная в ИВЦ корпоративная информационная система позволяет обеспечить комплексную оптимизацию управления вузом по следующим направлениям: Использование КИС вуза приводит: Комплексное обеспечение бизнес-процессов вуза. КИС обеспечивает максимально широкий охват всех сторон управления вузом, поэтапно либо объединяя имеющиеся в вузе информационные системы, либо обеспечивая за счет своих ресурсов выполнение их функций.

Особое внимание уделяется главной деятельности вуза — образовательной - для обеспечения качественно нового уровня образовательного процесса.

Как описать процессы своей компании